Что такое аттестация педагогических работников
Российская система образования заинтересована, чтобы ее представляли профессиональные и мотивированные кадры. Поэтому педагоги каждые пять лет проходят аттестацию. Она должна подтвердить, что человек соответствует стандартам Министерства просвещения.
До 2021 года содержание аттестации формировали региональные департаменты и министерства. Например, в одной области педагоги заполняли портфолио, а в соседней — проводили открытые уроки. Теперь предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам. В соцсетях стандарты успели назвать «ЕГЭ для педагогов».
При этом ЕФОМ выступает надстройкой над Приказом Министерства образования и науки России от 07.04.2014 № 276.
Каким педагогам надо проходить аттестацию
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Обновленные категории учителей:
- Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
- Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
- Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах. Требования:
- стаж преподавания более пяти лет;
- первая или высшая квалификационная категория;
- есть диплом о дополнительном образовании по направлению «Методист», полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-методиста.
- Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы. Требования:
- стаж преподавания более семи лет;
- высшая квалификационная категория;
- есть диплом о соответствующем дополнительном образовании, полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-наставника.
Какие есть виды аттестации педагога
Аттестация педагогических кадров может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения.
Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после
3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Каковы этапы аттестации педагогических работников
Алгоритм аттестации закреплен в Приказе № 276. Условно можно выделить три этапа: формирование комиссии, проведение аттестации и объявление результатов.
Подготовка к аттестации — формирование комиссии. Для начала школа должна создать аттестационную комиссию. Если есть профсоюз, его представитель обязательно должен в нее войти.
Чтобы начать аттестацию, учреждение издает документы:
- Распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график. Документ включает список работников для обязательной проверки, а также ее график. Педагоги должны ознакомиться с актом не позднее чем за 30 дней до проведения их аттестации.
- Представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций и пр.
Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. После учитель может внести в представление дополнительную информацию, которой не было, например информацию о сертификатах об обучении.
Аттестация — заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам учитель. Если он не придет без уважительной причины, комиссия разбирается без него. При таком сценарии ситуация вряд ли сложится в пользу аттестующегося. Если же уважительная причина есть, заседание перенесут.
Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.